с 9.00 до 21.00 без выходных
(по предварительной записи)
logoprofi58@mail.ru
г. Пенза, ул. Пушкина, 3, оф. 216
8 (8412) 25-60-25
8 (927) 375-60-25

Задержка речевого развития (ЗРР). Развития речи детей в норме (основные показатели).

В настоящее время наблюдается тенденция к возрастанию количества детей с речевыми патологиями. Нарушения речи в той или иной степени негативно влияют на психическое, физическое и умственное развитие детей, отображаются на поведении, формировании личности. Отсутствие речи или дефекты в ее развитии затрудняют контакт со сверстниками и взрослыми, часто приводят к задержке в психическом развитии.

Материалы обследований свидетельствуют о том, что 20-25% детей 2,5-4 лет имеют задержку речевого развития. Задержка речевого развития встречается у мальчиков в 4 раза чаще, чем у девочек.

Задержка речевого развития – более позднее в сравнении с возрастной нормой овладение устной речью детьми. Логопедическое заключение «задержка речевого развития» правомерно в отношении детей младше 4-х лет. Задержка речевого развития характеризуется качественным и количественным недоразвитием словарного запаса, несформированностью экспрессивной речи, отсутствием у ребенка фразовой речи к 2-3 годам и связной речи к 3-4 годам.

Задержка речевого развития негативно отражается на развитии психических процессов, поэтому задержка речевого развития (ЗРР) и задержка психического развития (ЗПР) часто наблюдается у детей параллельно и обозначается в литературе как задержка психоречевого развития (ЗПРР). Специалисты обращают внимание на то, что ЗРР у детей – очень опасная вещь. Она может повлиять на общее психическое формирование и развитие межличностных отношений ребенка. К тому же речь серьезно влияет на воображение, развитие памяти и мышления в целом.

Следует понимать, что задержка речевого развития и задержка психоречевого развития  – это не самостоятельные заболевания, а следствия неких отклонений в здоровье ребенка, а именно – нарушений работы мозга, центральной нервной системы, генетических или же психических расстройств. У детей с задержками психо-речевого развития в большей степени «страдают» зоны, которые отвечают за речь и интеллектуальные способности, в результате чего речевое и психическое развитие задерживается.

Необходимость ранней комплексной систематической коррекционно-развивающей работы определяется возможностью компенсации психоречевого недоразвития у детей. Однако, родители не всегда вовремя обращают внимание на нарушения в психоречевом развитии своего ребенка, а порой не знают, что должен уметь их ребенок на том или ином возрастном этапе. Мы попытались решить данную проблему и помочь всем родителям, кратко описав нормативные показатели развития речи детей от рождения до 3 лет.

От рождения до 8 недель – рефлекторный крик и рефлекторные звуки, сопровождающие соматические реакции ребенка. В крике преобладают гласные звуки, имеющие носовой оттенок.

2-5 месяцев – появление гуления и смеха, прислушивается к голосу, адекватно реагирует на интонацию, узнает знакомые голоса.

5-7 месяцев – интенсивное развитие гуления и появление лепета. Произнесение первых слогов.

8-12 месяцев – «расцвет» лепета, повторение одинаковых слогов: ба-ба, ма-ма, общение с помощью жестов, игра в «ладушки», ситуационное понимание обращенной речи. Понимает названия отдельных предметов.

12-14 месяцев – произнесение слогов разных типов и «псевдослов», не имеющих еще четкого значения, понимание простой инструкции, дополняемой жестом. Показывает отдельные предметы на сюжетных картинках.

15 месяцев – словарный запас увеличивается до 6 слов, ребенок понимает простую инструкцию без жеста.

18 месяцев – показывает одну из частей тела, словарный запас 7-20 слов.

21 месяц – показывает три части тела, начало фразы из 2 слов. Словарный запас – около 20 слов.

2 года – показывает 5 частей тела, словарный запас минимум 50 слов; понимает и выполняет двухэтапную инструкцию: Пойди в кухню и принеси чашку; начинает использовать предложение из 2 слов. Понимает обозначаемые на картинках действия, выполняет инструкции типа: Покажи, кто сидит, кто спит? Понимает значение предлогов в привычной конкретной ситуации – На чем ты сидишь?

2 года 6 месяцев – адекватно использует местоимения я, ты, мне; использует предложение из 2 слов. Понимает прочитанные короткие рассказы и сказки.

3 года – словарный запас до 250 слов и выше, общается предложениями из 3 и более слов, использует множественное число существительных и глаголов. Называет свое имя, пол и возраст, понимает значение простых предлогов, выполняет задания типа «положи кубик под чашку», «положи кубик в коробку».