с 9.00 до 21.00 без выходных
(по предварительной записи)
logoprofi58@mail.ru
г. Пенза, ул. Пушкина, 3, оф. 216
8 (8412) 25-60-25
8 (927) 375-60-25

Тревожность у детей: причины возникновения и пути преодоления

Эмоции играют важную роль в жизни детей: помогают воспринимать действительность и реагировать на нее. Проявляясь в поведении, они информируют взрослого о том, что ребенку нравится, сердит или огорчает его. По мере того, как ребенок растет, его эмоциональный мир становится богаче и разнообразнее. От базовых (страха, радости и др.) он переходит к более сложной гамме чувств: радуется и сердится, восторгается и удивляется, ревнует и грустит. Меняется и внешнее проявление эмоций.

В дошкольном возрасте ребенок усваивает язык чувств, формы выражения тончайших оттенков переживаний при помощи взглядов, улыбок, жестов, поз, движений, интонаций голоса и т.д. С другой стороны, ребенок овладевает умением сдерживать бурные и резкие выражения чувств.

Пятилетний ребенок, в отличие от двухлетнего, уже может не показывать страх или слезы. Он научается в значительной степени управлять выражением своих чувств.

Но дошкольники все еще остаются непосредственными и импульсивными. Эмоции, которые они испытывают, легко прочитываются на лице, в позе, жесте, во всем поведении. Для психолога поведение ребенка, выражение им чувств – важный показатель в понимании внутреннего мира маленького человека, свидетельствующий о его психическом состоянии, благополучии, возможных перспективах развития. Информацию о степени эмоционального благополучия ребенка дает психологу эмоциональный фон, который может быть положительным или отрицательным.

Отрицательный фон ребенка характеризуется подавленностью, плохим настроением, растерянностью. Ребенок почти не улыбается, голова и плечи опущены, выражение лица грустное. В таких случаях возникают проблемы в общении и установлении контакта. Ребенок часто плачет, легко обижается, иногда без видимой причины. Он много времени проводит один, ничем не интересуется. Одной из причин такого эмоционального состояния ребенка может быть возникновение повышенного уровня тревожности.

Тревожные дети обычно очень не уверены в себе, с неустойчивой самооценкой. Постоянное испытываемое ими чувство страха перед неизвестным приводит к тому, что они крайне редко проявляют инициативу. Будучи послушными, они предпочитают не обращать на себя внимание окружающих, ведут себя примерно и дома, и в детском саду, стараются точно выполнять требования родителей и воспитателей – не нарушают дисциплину, убирают за собой игрушки. Таких детей называют скромными, застенчивыми. Однако их примерность, аккуратность, дисциплинированность носят защитный характер – ребенок делает все, чтобы избежать неудачи.

Если у ребенка усиливается тревожность, возникают страхи – непременный спутник тревожности, то могут развиться невротические черты. Неуверенность порождает тревожность и нерешительность, а они, в свою очередь, формируют соответствующий характер.

Таким образом, неуверенный в себе, склонный к сомнениям и колебаниям, робкий, тревожный ребенок нерешителен, несамостоятелен, нередко инфантилен, повышено внушаем.

Неуверенный, тревожный ребенок всегда мнителен, а мнительность порождает недоверие к другим. Такой ребенок опасается других, ждет нападения, насмешки, обиды. Он не справляется с задачей в игре, с делом. Это способствует образованию реакций психологической защиты в виде агрессии, направленной на других.

Так, один из самых известных способов, который часто выбирают тревожные дети, основан на простом умозаключении: «Чтобы ничего не бояться, нужно сделать так, чтобы боялись меня». Маска агрессии тщательно скрывает тревогу не только от окружающих, но и от самого ребенка. Тем не менее, в глубине души у них – все та же тревожность, растерянность и неуверенность, отсутствие твердой опоры.

Реакция психологической защиты выражается в отказе от общения и избегания лиц, от которых исходит «угроза». Такой ребенок одинок, замкнут, малоактивен. Возможен вариант, когда ребенок находит психологическую защиту, «уходя в мир фантазий». В фантазиях ребенок решает свои конфликты, в мечтах находят удовлетворение его невоплощенные потребности.

Тревожности подвержены как мальчики, так и девочки, но в дошкольном возрасте более тревожными являются мальчики. При этом, тревога девочек по своему содержанию отличается от тревоги мальчиков: девочек больше волнуют взаимоотношения с другими людьми (ссоры, разлуки и т.д.), мальчиков – насилие и наказание. Совершив какой-либо «неблаговидный» поступок, девочки переживают, что мама или воспитатель плохо о них подумают, а подружки откажутся играть с ними. В этой же ситуации мальчики, скорее всего, будут бояться, что их накажут взрослые или побьют сверстники.

Таким образом, тревожных детей отличает чрезмерное беспокойство, чувство беспомощности, трудности сконцентрироваться на чем-либо, мышечное напряжение, раздражительность. Такие дети опасаются играть в новые игры, приступать к новым видам деятельности. У них высокие требования к себе, они очень самокритичны. Уровень их самооценки низок, такие дети думают, что хуже других во всем, что они самые некрасивые, неумные, неуклюжие.

Одной из причин повышенного уровня тревожности в дошкольном возрасте является нарушение детско-родительских отношений.

Известно, что предпосылкой возникновения тревожности выступает повышенная чувствительность. Однако не каждый ребенок с повышенной чувствительностью становится тревожным. Многое зависит от способов общения родителей с ребенком. Иногда они могут способствовать развитию тревожной личности. Например, высока вероятность воспитания тревожного ребенка родителями, осуществляющими воспитание по типу «гиперопеки» — чрезмерная забота, большое количество ограничений и запретов, постоянное одергивание.

В этом случае общение взрослого с ребенком носит авторитарный характер, ребенок теряет уверенность в себе и в своих собственных силах, он постоянно боится отрицательной оценки, начинает беспокоиться, что он все делает не так, т.е. испытывает чувство тревоги, которое может закрепиться и перерасти в тревожность.

Тревожность ребенка во многом зависит от уровня тревожности окружающих его взрослых. Высокая тревожность родителей передается ребенку. Установив тесный эмоциональный контакт с ребенком, родители часть заражают своими страхами сына или дочь, т.е. способствуют формированию тревожности. Существует прямая зависимость между количеством страхов у детей и родителей, особенно матерей. В большинстве случаев страхи, испытываемые детьми, были присущи матерям в детстве или проявляются сейчас. Мать, находящаяся в состоянии тревоги, непроизвольно старается оберегать психику ребенка от событий, так или иначе напоминающих о ее страхах. Также каналом передачи беспокойства служит забота матери о ребенке, состоящая из одних предчувствий, опасений и тревог.

В семьях с доброжелательными отношениями дети менее тревожны, чем в семьях, где часто возникают конфликты. Тревожность детей возрастает в том случае, если родители не удовлетворены своей работой, жилищными условиями, материальным положением. В связи с этим в настоящее время число тревожных детей неуклонно растет.

Усилению в ребенке тревожности могут способствовать и такие факторы, как завышенные требования со стороны родителей, потому что они вызывают ситуацию хронической неуспешности. Сталкиваясь с постоянными расхождениями между своими реальными возможностями и тем высоким уровнем достижений, которого ждут от него взрослые, ребенок испытывает беспокойство, которое легко перерастает в тревожность.

Тревожность, как определенный эмоциональный настрой с преобладанием чувства беспокойства и боязни сделать что-либо не то или не так, не соответствовать общепринятым требованиям, нормам, развивается ближе к 7 годам, при большом количестве неразрешимых и идущих из более раннего возраста страхов.

Еще один фактор, способствующий формированию тревожности, — частые упреки, вызывающие чувство вины («Ты так плохо вел себя, что у мамы заболела голова», «Из-за твоего поведения мы с мамой часто ссоримся»). В этом случае ребенок постоянно боится оказаться виноватым перед родителями.

Часто причиной большого числа страхов у детей бывает сдержанность родителей в выражении чувств, наличие многочисленных предостережений. Излишняя строгость родителей также способствует возникновению страхов. Однако это происходит только в отношении родителей того же пола, что и ребенок, чем больше запрещает мать дочери или отец сыну, тем больше вероятность появления у них страхов. Часто, не задумываясь, родители внушают детям страхи своими никогда не реализуемыми угрозами, вроде: «Заберет тебя баба Яга», «Уеду от тебя», «Отдам тебя в детский дом», «Отберу все твои игрушки» и т.д.

Помимо перечисленных факторов, страхи возникают и в результате фиксации в эмоциональной памяти сильных испугов при встрече со всем, что олицетворяет опасность или представляет непосредственную угрозу для жизни, включая нападение, несчастный случай, тяжелую болезнь.

Таким образом, чаще всего тревожность развивается  тогда, когда ребенок находится в состоянии (ситуации) внутреннего конфликта, который может быть вызван:

У детей дошкольного возраста тревожность еще не является устойчивой чертой характера и относительно обратима при проведении соответствующих психолого-педагогических мероприятий.

Для того чтобы существенно снизить тревожность ребенка, необходимо родителям обеспечить реальный успех ребенка в какой-либо деятельности: в рисовании, в игре и т.д. Ребенка нужно меньше ругать, но больше им восхищаться и хвалить, не сравнивая его с другими, а только с ним самим, оценивая улучшение его собственных результатов: «Какой ты молодец! Это ты нарисовал? А у меня так не получается, ты меня научишь. Я горжусь тобой! Ты просто молодец!» Но в случае, если ребенок демонстрирует свое непослушание, родители должны сделать замечание следующим образом: «Это ты придумал, я тебя об этом не просил. Вот если ты успеешь сделать то, о чем я тебя попросил, то останется время и для того, что ты хочешь».

Без сомнения, основным средством «лечения» детской тревожности является повышение самооценки ребенка. Нужен щадящий оценочный режим в той области, где успехи ребенка невелики. Например, если он медленно одевается, не нужно постоянно фиксировать на этом его внимание. Однако, если появился хотя бы малейший успех, обязательно нужно отметить.

Надо помочь поверить ребенку в свои силы, в свои способности. Хвалить как можно чаще, не скупиться на выражение любви и нежности. Тревожного ребенка не страшно перехвалить — он все равно относится к похвалам с некоторым недоверием. Его очень непросто убедить в том, что он действительно хороший. Для этого нужно набраться терпения, изобретательности, такта. Причем ребенок обязательно должен знать, за что его похвалили.

Любые попытки повысить самооценку ребенка должны базироваться  на «трех китах»: честности, доверии и безусловной любви родителей. Теплые эмоциональные отношения, доверительный контакт со взрослыми способствуют снижению общей тревожности ребенка.

Очень важно, чтобы родители следил за своей интонацией. Мелодико-интонационная сторона речи взрослого играет большую роль в эмоциональной жизни ребенка.

И, наконец, необходимо научить детей навыками саморегуляции, т.е. умению анализировать тревожащие ситуации, заранее планировать свое поведение в подобных случаях, видеть ошибки и принимать их к сведению в дальнейшем.

Соблюдение данных рекомендаций поможет родителям обеспечить детям эмоциональное благополучие.